Объясняем по пунктам: как взаимодействуют волонтеры, благополучатели и организации | DOBRO.RU

Объясняем по пунктам: как взаимодействуют волонтеры, благополучатели и организации | DOBRO.RU Подписки
Содержание
  1. По данным росстата, в 2022 году 1,1 миллиона человек заявляли, что добровольно участвуют в социально значимых проектах, в 2022-м их было 2,4 миллиона, а в 2022 году — уже 2,9 миллиона.
  2. В конце 2022 года (его, кстати, объявили годом добровольца) правительство утвердило концепцию развития добровольчества (волонтерства) в рф до 2025 года. документ гласит, что содействие развитию волонтерства — это одно из приоритетных направлений социальной и молодежной политики.
  3. Волонтерский дух
  4. Волонтеры и закон. чем руководствоваться на практике? статья руководителя даниловцев – школа социального волонтерства
  5. Для молодежи волонтерство — это чаще всего способ получить опыт и наладить связи, необходимые для будущей карьеры, а люди постарше считают добровольную помощь базовой жизненной ценностью.
  6. История движения
  7. Льготы для волонтеров в россии – на какие преимущества могут рассчитывать волонтеры? | детфонд примакова
  8. Несколько известных организаций добровольцев
  9. С другой стороны, активная государственная поддержка волонтерства выглядит как попытка частично переложить социальную поддержку граждан на них самих.
  10. Чем занимаются волонтеры
  11. Памятка волонтеру

По данным росстата, в 2022 году 1,1 миллиона человек заявляли, что добровольно участвуют в социально значимых проектах, в 2022-м их было 2,4 миллиона, а в 2022 году — уже 2,9 миллиона.

Почему люди становятся волонтерами и остаются в этой сфере?

В первую очередь причины альтруистические (люди хотят бескорыстно помогать нуждающимся), а также социальные и карьерные: участники хотят расширить круг общения, найти единомышленников, получить профессиональные навыки. Психологи, однако, подчеркивают, что мотивы участия в добровольческих проектах неоднородны и во многом зависят от характера самой деятельности, возраста волонтеров, срока их участия в проектах и т. д.

Так, спортивные волонтеры часто хотят установить новые социальные связи, самореализоваться, почувствовать свою успешность и востребованность. Экологическое добровольчество привлекает людей, вдохновленных идеей сохранения окружающей среды — но спустя некоторое время их мотивация меняется, и волонтерство они связывают с возможностью отдохнуть и побыть на природе.

В конце 2022 года (его, кстати, объявили годом добровольца) правительство утвердило концепцию развития добровольчества (волонтерства) в рф до 2025 года. документ гласит, что содействие развитию волонтерства — это одно из приоритетных направлений социальной и молодежной политики.

Прописанная в законах господдержка реализуется вполне конкретными способами: по всей России создают финансируемые из бюджета ресурсные центры (они занимаются информационной, организационной и методической поддержкой волонтерских организаций);

Почему это направление работы так важно для государства?

С одной стороны, в этом можно увидеть стремление развивать систему информального образования и укреплять социальные связи между гражданами. Возможность получить опыт реальной работы в относительно безопасной обстановке необходима, чтобы получить профессиональные компетенции.

В системе среднего и высшего образования эту задачу должны решать практикумы, предусмотренные учебным планом. Однако зачастую студентам не хватает времени по-настоящему попробовать свои силы в будущей профессии, да и содержание такой практики не дает глубоко погрузиться в реальную работу.

Волонтерский дух

В рамках акции #МыВместе помощь оказывают в первую очередь пожилым и маломобильным людям. Понятно, что далеко не у всех добровольцев есть такой опыт. Для работы в региональных оперативных штабах волонтеры культуры прошли специальное обучение. Фундамент для такой оперативной мобилизации добровольцев был заложен со стартом национального проекта «Культура», в рамках которого волонтерство получило значительную поддержку, отмечает замминистра культуры РФ Ольга Ярилова.

«Всего полтора года назад мы с Ассоциацией волонтерских центров начали активную консолидированную работу по развитию волонтерского движения в культуре. А сегодня уже десятки, сотни, тысячи людей помогают обеспечивать безопасность наших соотечественников.

После обучения волонтеры культуры могут работать операторами единой горячей линии, где помогают гражданам сориентироваться в правилах самоизоляции, мерах по предупреждению распространения инфекции, профилактике заболевания и в других насущных вопросах.

Региональный координатор общественного движения «Волонтеры культуры» АВЦ из Астраханской области Екатерина Кононенко рассказывает, что обращающихся в основном интересует работа банков, поликлиник, общественного транспорта или условия самостоятельного передвижения по городу.

«В данный момент работа движения волонтеров культуры по проектам, реализующимся в учреждениях культуры, приостановлена, но не хочется оставаться в стороне от сложившейся ситуации. В оперативный штаб за день поступают сотни звонков, и там просто необходима помощь.

В первую очередь звонят пожилые люди, потому что у них нет интернета и возможности что-то узнать. Для них мы единственный источник информации», — делится волонтер. Когда у нее нет необходимых данных, Екатерина записывает номера телефонов и перезванивает, выяснив всю информацию.

Волонтеры и закон. чем руководствоваться на практике? статья руководителя даниловцев – школа социального волонтерства

В этой заметке я буду говорить о социальном волонтерстве в казённых учреждениях. Это когда волонтеры помогают людям, проживающим в различных социальных учреждениях или проходящих лечение в медицинских учреждениях стационарного типа. Именно такое волонтерство больше любого другого зависит от законов и регламентирующих документов.

Какова роль волонтерских организаций в системе госучреждений?

Прежде всего следует понять, что есть два взгляда на ситуацию с волонтерами. Своего рода две колокольни – одна чиновничья, одна общественная. Нормы закона понимаются и трактуются в соответствии с тем или иным взглядом.

Понять разницу можно, отвечая на вопросы.

Вопрос первый. Подопечные благотворительных организаций – те самые люди в интернатах, приютах, больницах, диспансерах и тп. – собственность учреждений, собственность руководства этих учреждения? Это самое распространенное мнение со стороны госслужащих, ибо на время пребывания людей в госучреждениях за них отвечает руководство. При таком взгляде учреждение автоматически стремится стать «холодильником». Главная тревога в том, как бы «собственность» не испортилась, как бы ее передать дальше по цепочке в надлежащем состоянии? В этом случае волонтеры нужны исключительно, как часть учреждения, часть его «холодильной» работы. Или подопечные все таки свободные люди и никому не принадлежат, кроме самих себя? В данном случае степень сохранности интеллекта или степень самообслуживания благополучателей неважна. Да, это философский, гуманистический подход. Но из него следует то, что и должно следовать: учреждение оказывает своим благополучателям некоторые услуги за государственные деньги, а волонтеры восполняют недостающее, повышают качество жизни людей!

Вопрос второй. Волонтерские НКО помогают учреждению в оказании услуг? Волонтеры должны быть встроены в работу учреждения, а значит и в реализацию госзадания (под которое выделен бюджет)? Если да, если волонтеры часть профессиональной работы учреждения, то они должны быть полностью подконтрольны руководству госучреждения. Или волонтерские НКО работают ради подопечных и именно им оказывают свои услуги? Тогда волонтеры не имеют отношения к госзаданию, к услугам самого учреждения. Тогда учреждение лишь предоставляет возможность, дает «территорию» и не вмешивается, не может вмешиваться. Лишь согласовывает работу.

Вопрос третий. Волонтерские услуги – профессиональные? Бывает, что да, услуги волонтеров по своей компетенции и по возможности быть встроенными, могут быть частью работы учреждения. Это то, к чему, опять же, стремятся госслужащие – заменить персонал на «бесплатный аналог». Или волонтерские услуги, преимущественно непрофессиональные? Часто они, сродни простому человеческому участию, требуют простых бытовых навыков и свободного времени и личного желания. В одной из прошлых заметок я подробно писал об этом. В этом случае труд волонтеров не является частью работы учреждения и не может стать частью госзадания, которое предполагает некий результат и бюджет, и соответствующие компетенции персонала.

Вопрос четвертый. Волонтеры организованы учреждением? Учреждение – оператор? Если да, то логическим следствием является прямое подчинение волонтеров руководству учреждения. Оно их находит, отбирает, готовит, вкладывается в организацию труда, в сопровождение и поддержку и т.д. Или волонтеры организованы некоммерческой организацией? Тогда НКО – оператор. А госучреждение – площадка для встречи с подопечными. Тогда понятно, что волонтеры подчиняются непосредственно НКО, а в отношении госучреждения имеют опосредованное подчинение или даже неподчинение.

Вопрос пятый. Госучреждение платит за организацию волонтерской деятельности? Если да, то волонтеры, безусловно, – неотъемлемая часть учреждения. Или НКО платит за организацию волонтерской деятельности? Тогда волонтеры неотъемлемая часть работы НКО ради подопечных.

Какова реальная картина?

Сегодня самая распространенная модель социального волонтерства в госучреждениях такова. За редкими исключениями, госучреждения по приказу или под давлением общественности волонтеров пустили, но так и не поняли зачем это надо. В головах госслужащих только одно – госзадание. Партнерства между госучреждениями и НКО ради блага подопечных фактически нет. Нет помощи друг другу. Нет общих проговоренных обеими сторонами цели, задач, ролей, зон ответственности. Нет совместного вложения ресурсов, за все платят НКО и сами волонтеры. Нет открытости и прозрачности учреждений, это замкнутые системы, как неприступные крепости. Нет доверия ни к НКО, ни к волонтерам.

При всем этом в подавляющем большинстве случаев оператор волонтеров – НКО. Мне неизвестны случаи, когда госучреждение само создало бы при себе волонтерское движение на сколь-нибудь длительный срок и по всем правилам развивало волонтерское сообщество и обеспечивало работой волонтеров. Все известные мне случаи, а их десятки, таковы, что госучреждения вкладываются в волонтерскую работу по минимуму, даже помещения предоставляют «с боем» и далеко не всегда имеют ясного уполномоченного. Про участие деньгами речь не идет никогда.

За редчайшими исключениями, госучреждения почти всегда стремятся втянуть НКО в свою работу, сделать волонтеров своими бесплатными работниками, перегрузить на них часть работы персонала. Да, в Москве последние пару лет – это редкость, но в регионах – это повседневность. При всем этом, мечта волонтёров проста: не мешайте, просто пустите к нашим подопечным, дайте возможность нам нормально делать свое дело. Единственное, что дает возможность НКО оставаться собой и делать свое дело – это СМИ, социальные сети и «админресурс», если на него есть выход

Другие подписки:  Как отключить подписку на Мегого на Смарт ТВ

Итак, главная и по факту самая распространенная задача социальных волонтеров в госучреждениях сегодня – повышение качества жизни подопечных!

Что нужно знать о законе о добровольчестве (волонтерстве)?

Федеральный закон о добровольчестве (волонтерстве) – это достаточно пространный документ, представляющий собой дополнения и изменения в иные существующие законы. Я остановлюсь лишь на тех аспектах, что наиболее важны для социального волонтерства.

«Доброволец» и «волонтер» – тождественные понятия! Как бы банально это не звучало, наконец-то чиновники и буквоеды лишены одной из своих придирок, загубившей множество хороших благотворительных инициатив. В заявках на гранты и субсидии и в иных документах теперь можно писать и «доброволец» и «волонтер».

Волонтерство, а вернее «добровольческая деятельность» определена, как добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ или оказания услуг в благотворительных или иных общественно-полезных целях. (см 21 пункт в статье 2 ФЗ о Благотворительной деятельности). Что такое «общественно значимые цели» можно узнать из закона о некоммерческих организациях (см. статью 2 ФЗ о НКО).

Следует обратить внимание – это установленная законом добровольность. Ключевым аспектом волонтерства не только по здравому смыслу, но и по закону является свобода и самостоятельность решения ради благотворительности. Волонтерство «по приказу», по принуждению и тп. – это не волонтерство!

Вполне логично, что организатор волонтерской деятельности – это некоммерческие организации или физические лица, привлекающие волонтеров для «добровольческой деятельности» и осуществляющие руководство волонтерами. Государственные организации также вправе привлекать волонтеров к осуществлению «добровольческой деятельности», то есть к благотворительности или общественно значимым делам!

Волонтерская деятельность, как часть бизнеса, предпринимательской деятельности или выполнения госзадания невозможна! Бизнес-компании или предприниматели не могут быть организаторами волонтеров.

Итак, самое важное следствие из основных положений закона о волонтерстве, имеющее прямое отношение к социальному волонтерству в казенных организациях, состоит в том, что госучреждения не могут никак привлекать волонтеров в качестве бесплатной замены персонала. Волонтеры не могут ни при каких обстоятельствах стать частью работы госучреждения. Еще раз скажу: госучреждение имеет свое госзадание и бюджет для него. Реализация госзадания – это никак не благотворительность! Да, бюджет может быть маленький, может быть нехватка кадров, но эти вполне себе серьезные основания не могут стать поводом замещения вакантных должностей волонтерами или передачи часть работы персонала волонтерам.

Из этой нормы закона следует простой, но очень важный практический вывод. Волонтеры в отношении госучреждения находятся в параллельном мире своих дел, они занимаются благотворительностью на территории учреждения ради своих благополучателей, которые одновременно являются и получателями госуслуг в учреждении.

Про договора с волонтерами

Договор с волонтером может заключаться (а может не заключаться) организатором волонтеров по обоюдному согласию для выполнения работ или оказания услуг в рамках деятельности волонтерской организации. Договор может заключаться также непосредственно с благополучателем в его интересах в благотворительных целях.

Необходимо понимать, что договор с волонтером – это не трудовой договор с нулевой оплатой, а особый вид договора. В нем не могут использоваться понятия и нормы трудового законодательства: «оплата труда», «должность», «должностные обязанности», «трудовой стаж», «отпуск», «командировка» и т.д. Договор волонтера, по сути, это соглашение о том, что некто дарит свой труд или услугу и при этом фиксирует формальности этого дара: вид услуги, объем работ, условия работы, ответственности сторон.

Важно знать, что договор с волонтером не является основанием для юридической ответственности волонтера за невыполнение (некачественное выполнение) работы или неоказание услуги. Получается, что не только по логике волонтерства, но и по закону волонтер ни за что не отвечает в рамках своего труда. Это грустный вывод, но он лишь формально оформляет то, что и так всем понятно и известно. Ответственность в волонтерстве может быть взята только самостоятельно и свободно. Никакие формальные обязательства не могут перевесить саму природу волонтерства.

Сказанное ни в коем случае не означает, что волонтер вообще ни за что не отвечает. Следует различать ответственность за свой труд и ответственность за пребывание и работу в государственном учреждении. Любой волонтер – это гражданин России и житель своего города. Он подчиняется гражданскому законодательству и не вправе его нарушать. Волонтер обязан подчиняться правилам распорядка и санитарно-эпидемиологическому режиму, установленному в госучреждении. Волонтер обязан соблюдать бытовые общеизвестные правила безопасности, относящиеся к электричеству, огню, работе на высоте и т.д. Волонтер подчиняется правилам, предусмотренным организатором волонтерской деятельности и в случае невыполнения должен быть «отчислен».

Важный практический вывод из этой нормы закона состоит в том, что волонтерам не следует поручать тех дел, где сбои или ошибки могут привести к дорогостоящим или даже к трагическим последствиям. Такие дела – это работа сотрудников, нанятых за деньги. Руководители организаций, главные бухгалтера и иные материально-ответственные лица и лица, представляющие свою организацию без доверенности, не могут быть волонтерами!

Зачем нужен договор с волонтером? Учитывая сказанное, можно утверждать, что договор с волонтером – это девальвированная бумага, имеющая только одно «наказательное» право в отношении волонтера – отчисление. Поэтому на практике я советую вместо «километров» подписанных бумаг, заключать с волонтером коротенькое соглашение, где упомянуты три пункта: волонтер обязуется выполнить ту работу, на которую согласился, обязуется выполнять правила организации (и госучреждения) и дает согласие на обработку персональных данных и на передачу этих данных в госучреждение. В противном случае организация имеет право отказаться от услуг и труда волонтера. Мы в нашем Добровольческом движении «Даниловцы» добавляем указанные пункты к анкете волонтера.

И все же, есть два случая, когда подробный договор с волонтером необходим. Во-первых, в случае предоставления (компенсации) материальных средств волонтеру от организатора волонтерской деятельности для осуществления волонтерской деятельности. Здесь договор является основанием для предоставления средств от юридического лица и основанием для необложения налогами этих средств. И, во-вторых, договор нужен для отчетов по грантам и субсидиям в том случае, если заявитель указал в качестве собственного вклада – труд добровольцев, пересчитанный в рубли.

О единой информационной системе по учету волонтеров

Закон однозначно говорит, что участие в единой информационной системе возможно по желанию. Участие или неучастие не может влиять на взаимодействие с органами власти и госучреждениями!

О Постановлении Правительства про волонтеров

Постановление Правительства РФ о порядках взаимодействия волонтерских организаций и государственных учреждений дает «зеленый свет» для волонтерской деятельности в госучреждениях. Оно обязывает местные власти утвердить порядки взаимодействия госучреждений и волонтерских организаций и таким образом развивать волонтерство. Постановление предлагает требования к «порядкам взаимодействия».

Какое самое важное следствие из постановления правительства? Оно предлагает такую приоритетную модель волонтерства в госучреждениях, где оператор волонтеров, организатор волонтерской деятельности – НКО, а не госучреждение. Федеральные и региональные министерства готовят не только регламенты, но и методические рекомендации для реализации именно такой модели. Безусловно, за госучреждениями остается право самим развивать волонтерство, но для этого на сегодня отсутствует нормативная и методическая база. Поэтому в ближайшие годы не следует ожидать развития волонтерства, организованного самими госучреждениями.

Общие требования к порядкам взаимодействия организаторов волонтерства (НКО) и госучреждений предписывают следующий алгоритм взаимодействия. Во-первых, НКО подает заявление в госучреждение с предложением о волонтерской работе. Заявление должно содержать формальные данные на НКО, описание деятельности, перечень предлагаемых работ или услуг. Во-вторых, госучреждение обязано дать обоснованный ответ. В случае отказа у НКО есть право обжалования в вышестоящие инстанции. В-третьих, в случае согласия заключается соглашение (или договор) о сотрудничестве. В-четвертых, после подписания договора НКО реализует волонтерскую благотворительную деятельность в отношении благополучателей на территории госучреждения.

Вариант, когда госучреждение обращается к НКО с просьбой о реализации волонтерских программ на сегодня не регламентирован. Хотя, по нашему опыту, он очень распространен.

Соглашение о сотрудничестве должно включать в себя:

· Перечень видов волонтерских работ (услуг);

· Условия осуществления добровольческой деятельности и допуска волонтеров;

· Сведения об уполномоченных представителях(!);

· Порядок и каналы взаимного информирования;

· Возможность предоставления мер поддержки, помещений и необходимого оборудования со стороны госучреждения;

· Возможность учета деятельности добровольцев со стороны госучреждения (при согласии НКО организатора волонтерской деятельности);

· Обязанность организатора добровольческой деятельности информировать добровольцев об условиях допуска и о рисках.

В чем главная проблема? Что делает госучреждения неприступными крепостями?

Каким бы постановление правительства не было хорошим, у него есть один огромный недостаток. Оно не определило порядки допуска волонтеров в госучреждения и не дало правовых оснований для разумного определения этих условий, как минимально-необходимых и посильных для волонтеров.

Другие подписки:  Промокоды Megogo (Мегого) Ноябрь 2021: Купоны на Скидку

Об этой проблеме говорилось и писалось уже слишком много, чтобы тут повторять. Суть в том, что на практике госучреждения смотрят на волонтеров, как на замену персонала и предъявляют заведомо невыполнимые волонтерами требования к допуску. НКО, в свою очередь, смотрит на волонтеров в отношении к учреждению, как на «посетителей» или «гостей». Работа волонтеров не является частью работы госучреждения, а является благотворительностью на территории госучреждения и потому не подлежит тому же регламентированию, что труд персонала и сотрудников.

Что сегодня на практике? На федеральном уровне проблема пока не решена. Вопрос «допуска волонтеров» не затронут. Все ждут региональных регламентов. При этом есть подозрение, что и они не решат проблему, а «скинут» ответственность на уровень конкретных госучреждений.

Мы уже видим, как директора больниц, интернатов, школ боятся ответственности и Роспотребнадзора и, как следствие, незаконно приравнивают волонтеров к персоналу. Школы я упомянул, как площадки для работы волонтеров с учениками. Чаще всего это просветительские лекции и беседы на разные теми. Но в последнее время развивается и система тьюторства для детей с инвалидностью. И школы этой системе сопротивляются. Хотя, если оплаченное тьюторство предусмотрено законом, то на эту позицию недопустимо искать волонтеров.

Самой серьезной проблемой допуска волонтеров в госучреждения сегодня является требование медицинских справок о здоровье волонтера, содержащих данные о разных анализах и прививках. Максимальное требование – это целая медицинская книжка, на получение которой необходимо потратить минимум неделю времени и полторы тысячи рублей. Или потратить один день и более двух с половиной тысяч рублей в случае получения в коммерческой клинике. На это готовы далеко не все волонтеры. По нашим оценкам до 50% людей, желающих стать волонтерами, не готовы «делать медкнижку».

Ограничивая допуск волонтеров и создавая тем самым барьеры, директора госучреждений не могут сослаться ни на одну норму закона. Они пользуются своим «правом сильного» и принимают волюнтаристские решения. Никакие аргументы от волонтеров не действуют. В итоге волонтеры находятся в зоне неопределённости и в зоне личного решения директора.

О проблеме с персональными данными

Отдельно следует сказать о проблеме с персональными данными. Напомню, что персональные данные – это не только ФИО, телефон, адрес проживания, и паспортные данные. Это и фото, и видео, и упоминание диагнозов и способов лечения и т.д.

Учреждения нередко прикрываются «законом о персональных данных», на самом деле, беспокоясь о выносе «мусора из избы». Скандалы последних лет ясно говорят, что волонтеры «на эмоциях», защищая права своих подопечных, заботясь об их здоровье и благополучии, могут и правда нарушить закон, но гораздо чаще они публично обличают госучреждения в их бесчеловечности, а порой и преступлениях. Поэтому, отсылками к требованию о неразглашении личных данных, волонтерам нередко перекрывается путь к подопечным.

Закон о персональных данных ставит несколько важных вопросов. Во-первых, слишком многие НКО не являются операторами персональных данных, не имеют на это соответствующих разрешений. Остаются ли они при этом в правовом поле? Неясно. Есть вероятность, что они не могут собирать персональные данные ни на подопечных, ни на волонтеров. Простой вопрос: как рекламировать себя без фото и видео, без рассказа о реальных историях и судьбах?

Большинство казенных учреждений, где работают волонтеры – режимные со строго пропускной системой. Такие учреждения все чаще требуют персональные данные волонтеров (включая медицинские справки) и нередко формируют свою базу из волонтеров НКО. Но для этого, если следовать закону, госучреждения должны иметь разрешение на персональные данные каждого волонтера. И тут два варианта. Одни учреждения стараются это делать сами, и тем самым лишь выстраивают новые барьеры, ибо не каждый волонтер доверяет госучреждению и готов свои данные предоставить. К тому же госучреждения, по сути, «воруют» базу волонтеров у НКО. Не вложившись в рекламу, отбор, подготовку и организацию волонтеров, они даром получают очень качественную базу и вполне могут «юзать» волонтеров самостоятельно.

А второй вариант состоит в том, что можно обязать НКО передавать персональные данные. Но, как уже сказано, большинство НКО не являются операторами персональных данных, и они не могут эти данные собирать и передавать.

При этом самое смешное состоит в том, что на практике госучреждения сами не соблюдают все нормы закона о персональных данных, не знают, где, как и зачем эти данные (и справки) хранить. Получается, что ксерокопии паспортов волонтеров валяются в открытом доступе у охраны (и даже в урнах), медицинские справки тонут в ящиках с бумагами какой-нибудь старшей медсестры, которой отписали курировать волонтеров. И все это для того, чтобы в случае вопроса при очередной проверке от Роспотребнадзора, открыть ящик и наугад вытащить десяток справок и сказать: «Санитарные нормы соблюдены, у нас только привитые волонтеры».

Как быть с медкнижками?

О чем нам говорит здравый смысл? Есть три аудитории волонтеров. Во-первых, это волонтеры с компетенциями – помощники персоналу (волонтеры медики, волонтеры психологи). Поскольку они делают то же, что и персонал, то к ним справедливо применимы те же требования.

Есть волонтеры, постоянно присутствующие в учреждении, но не выполняющие в отношении подопечных никаких профессиональных дел или процедур. Чаще всего такие волонтеры организуют досуг и общение с подопечными. В этом случае применимы минимальные требования.

И, наконец, есть волонтеры, посещающие подопечных разово, например, артисты или музыканты. К ним не следует применять никаких особых требований, кроме чистой и опрятной одежды, соблюдения распорядка и отсутствия опьянения.

Что мы видим в действующих регламентах и рекомендациях? Указанный здравый смысл воплощен в двух известных мне документах: «Методических рекомендациях Министерства здравоохранения по организации работы добровольцев в сфере охраны здоровья 2022 года» и в «Регламенте взаимодействия детских социальных государственных учреждений г.Москвы и НКО». Следует отметить, что московский регламент, подготовленный Департаментом труда и социальной защиты населения Москвы – лучший в стране, но почему-то касается только детских учреждений.

А вот, к примеру, в «Регламенте взаимодействия медицинских государственных учреждений г.Москвы и НКО» и «Положении об организации и использовании труда добровольцев (волонтеров) в государственных учреждениях социального обслуживания населения Санкт-Петербурга» здравого смысла в указанном вопросе нет. Эти документы представляют собой реальные необоснованные барьеры для работы волонтеров.

В этом контексте уместно сказать о московской норме, сложившейся на практике, часто вопреки документам. Можно утверждать, что «руководство» города реально заинтересовано в повышении «качества жизни» и в изменении негуманных отживших условий проживания и лечения людей. Министерства (Департамент здравоохранения и Департамент социальной защиты) поощряют волонтерство в учреждениях и содействуют в переговорах и решениях конфликтов. Это очень значимо! Директора учреждений подчиняются, но не всегда лояльны. НКО решают свои проблемы через апелляцию в вышестоящие инстанции, через СМИ и социальные сети.

Формальные требования к волонтерам в Москве таковы: НКО в большинстве случаев предоставляют заранее только списки волонтёров «на охрану», а волонтеры проходят, показывая паспорт. Волонтеры приносят 3 справки: «об эпидемиологическом окружении» (осмотр у терапевта), о прививке от кори, о результатах флюорографии. Было бы здорово, если бы эта практика стала всероссийской.

Опыт Добровольческого движения «Даниловцы»

За 11 лет нашей работы мы выработали следующий порядок работы.

Юрий Белановский, руководитель Добровольческого движения «Даниловцы»

Для молодежи волонтерство — это чаще всего способ получить опыт и наладить связи, необходимые для будущей карьеры, а люди постарше считают добровольную помощь базовой жизненной ценностью.

Что на самом деле получают люди, когда работают добровольно? С точки зрения сиюминутной пользы самыми значимыми приобретениями волонтеры считают:

— расширение социального опыта

Помогая представителям других социальных групп и сотрудничая с ними, волонтеры не только завязывают новые знакомства, но и учатся преодолевать стереотипы и барьеры, вызванные культурными различиями. Волонтерство помогает понять, с какими проблемами сталкиваются люди в уязвимом положении и как им можно помочь.

— рост профессиональных навыков

Волонтерская практика не заменяет академического образования, но отлично дополняет и расширяет его. Студенты, участвовавшие в добровольческих проектах по профилю своей специальности, признают, что стали намного глубже понимать материал, связывать теоретические знания с реальными проблемами и более четко представлять возможности своей будущей профессии.

— самопознание и саморазвитие

Работа в социально значимых проектах меняет мировоззрение и ценности людей, повышает осознанность и меняет приоритеты. Многие добровольцы планируют связать дальнейшую жизнь с продвижением гуманистических идей и принципов в обществе.

— повышение личной эффективности

Успешно решая профессиональные задачи в команде единомышленников, волонтеры становятся увереннее в собственных силах и учатся планировать и организовывать собственные проекты. Участники могут посмотреть изнутри на работу некоммерческих или государственных организаций и сами поучаствовать в ней. Это учит тайм-менеджменту и навыкам лидерства или мотивации коллег в группе.

История движения

Волонтер
Начиная с XVI-XVII столетий в Европе, охваченной войнами, многие правители предлагали желающим вступить в войско без фиксированной оплаты, только с обещанием доли в добыче в случае победы. Как ни странно, но многие соглашались на такие условия, желая изменить скучную жизнь и покрыть свое имя славой. Такие люди назывались волонтерами, их услугами пользовались в Великобритании, России, Германии, Франции и других странах.

Другие подписки:  Статус подписки - Spotify

Ситуация изменилась, когда в 1844 году в Англии была основана «Христианская ассоциация молодых людей», целью которой было развитие человека на основе христианских ценностей.

Во время Гражданской войны в США члены отделений Ассоциации помогали пострадавшим, раненым, детям-сиротам. Тогда о волонтерстве заговорили как о движении, не связанном с воинской службой. Сформировались всемирно известные организации «Общество Красного Креста», «Общество милосердия», «Армия спасения», активно действующие и сейчас.

В СССР добровольчество не пользовалось большой популярностью, а его отдельные проявления (например, тимуровское движение) были излишне заполитизированы. Инициатива людей не приветствовалась, за все отвечало государство. Начиная с 2000-х годов в России наблюдается рост интереса к благотворительности, и деятельность волонтеров стала привычной.

Льготы для волонтеров в россии – на какие преимущества могут рассчитывать волонтеры? | детфонд примакова

Волонтерство, особенно среди молодежи, с каждым годом становится все более популярным методом оказания общественной помощи. Каждый человек имеет право добровольно предложить свои услуги, навыки, знания, огромную внутреннею энергию организациям, занимающимся благотворительностью или заняться индивидуальными проектами по улучшению жизни людей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Государство с 2022 года обеспечивает определенные льготы волонтерам в России, признавая огромную пользу, приносимую движением.

Благотворительный фонд помощи детям имени Примакова Е. М. много лет сотрудничает с неравнодушными людьми В Москве и по всей России, которых трогает горе сирот с особенностями здоровья. Мы поддерживаем в молодежи желание быть полезными, помогать тем, кому это необходимо, и в ответ поддерживаем наших добровольцев в исполнении их прав.

Владимир Путин подчеркивал, что разного рода бонусы, несомненно, нужны, однако они должны выражаться в морально-нравственном характере, а не в материальном.

С тех пор как в силу вступил закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», движение добровольных помощников было официально признанно, получило определенный статус в обществе и некоторые льготы. Кроме того, законодатели регулярно выступают с различными инициативами по улучшению положения волонтеров.

На данный момент участник волонтерского движения имеет определенные налоговые льготы и поддержку при поступлении:

  • Компенсации за потраченные личные средства. Добровольцам оплачивается не только спец. Одежда, индивидуальные средства защиты при необходимости, проезд до места работы, съем жилья, питание при длительной трудовой деятельности, но и медицинские счета, если травмы были получены в процессе выполнения задания благотворительного фонда, медицинская страховка от несчастных случаев.
  • Все полученные компенсации освобождаются от налогового бремени, страховых взносов, как не являющиеся официальной прибылью человека. Это же касается и возможных материальных вознаграждений, получаемых волонтером в качестве поощрения. Хотя оплата благотворительной деятельности не предусмотрена, запрета на определенные вознаграждения, в том числе и выраженные материально, не существует.
  • Дополнительные баллы при поступлении в университет на программы специалитета, бакалавриата, магистратуры.
    Каждый ВУЗ имеет право самостоятельно устанавливать размер льготы и способ ее осуществления. В большинстве случаев заполненная волонтерская книжка в зависимости от отмеченной активности, может принести до 10 дополнительных баллов при поступлении.
    Дополнительно добавим, что порядка 20 ВУЗов предоставляют дополнительные баллы участникам движения “Юнармия” подробнее.

Кроме вышеперечисленных льгот существуют возможности, предоставляемые активной молодежи и взрослым людям учебными организациями или работодателем дополнительно, что обычно прописано в уставе.

Ежегодно депутаты в регионах и на общероссийском уровне работают над улучшением закона о волонтерстве, чтобы выделить дополнительные возможности для социально активных граждан.

Справочно:

Несколько известных организаций добровольцев

Одним из первых примеров волонтерства стала деятельность Всемирной Гражданской Службы (SCI), основанной Питером Серезоли в 1920 году. Именно этот год принято считать официальной датой рождения движения волонтеров, несмотря на более ранние упоминания в истории.

Группа молодых французов делала акцент на пропаганду и развитие уважения к другим нациям, верованиям и традициям: пацифисты из многих стан мира ежегодно участвуют в многочисленных кампаниях SCI, призывающих всех жителей планеты с пониманием относиться к разным культурам. Каждый год более четырех тысяч человек становятся представителями этого движения пацифистов.

«Волонтеры ООН» — сообщество, которое было создано в 1970 году и отличалось от остальных тем, что в него входили в основном люди среднего и старшего возраста, в то время как остальные движения были больше молодежными. Более того, условия участия в нем были довольно требовательны: необходимо иметь высшее или профессиональное образование и стаж работы в своей профессии не менее пяти лет.

Только сравнительно недавно была создана отдельная ветвь, в работе которой берут участие молодые волонтеры. Спектр воздействия «Волонтеров ООН» довольно объемный, но предпочтение отдается работе с инвалидами и детьми, беженцами. Существенно поддерживаются права женщин в странах «третьего мира».

Волонтерство в России также имеет место, хотя и образовалось оно сравнительно недавно: в конце 80-х годов прошлого века. К сожалению, до европейского уровня альтруизма российский дух бескорыстности пока не дотягивает, но подает определенные надежды: появляется все больше отзывчивых людей, готовых в любую минуту прийти на помощь страждущим не за барыш или рекламу, а ради человеческого сострадания. Из самых действенных организаций можно выделить:

  • «Седьмой лепесток» — добровольцы сотрудничают с онкобольными, оказывая им весомую моральную поддержку: навещают, делают маленькие приятные презенты, общаются на разные темы, стараясь сделать мир этих людей немного ярче.
  • «Я без мамы» – направлена на работу с детьми-сиротами.
  • «Лиза-Алерт» занимается поиском пропавших без вести (создана в 2022 году).
  • Фонд «София». Работа с пожилыми людьми и инвалидами.
  • «Город против наркотиков». Эта организация уделяет большое внимание работе с зависимыми от наркотиков людьми и пропаганде здорового образа жизни.
  • «Доноры – детям». Московская организация, взаимодействующая с тяжелобольными детьми. Волонтеры занимаются сбором средств на дорогостоящие операции, посещают детишек в больницах, устраивают для них различные вечера и представления, гуляют с ними, общаются, бескорыстно дарят тепло своего сердца.

С другой стороны, активная государственная поддержка волонтерства выглядит как попытка частично переложить социальную поддержку граждан на них самих.

Так, добровольческий поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» находит пропавших людей эффективнее, чем сотрудники полиции. Специалисты государственных кризисных центров для женщин отказывают жертвам домашнего насилия, если у тех нет местной прописки, и перенаправляют в убежища, поддерживаемые силами волонтеров.

Государственную политику в сфере поддержки добровольчества обоснованно критикуют. Деятельность волонтеров не оплачивается, а часто и вовсе не фиксируется, что дает возможность чиновникам и проправительственным функционерам присваивать результаты их работы.

В то же время добровольческие организации отчасти берут на себя функции пионерского и комсомольского движений, исчезнувших вместе с СССР, приобщая молодежь к ценностям взаимопомощи, созидательного труда, совместной работы и т. д. Взрослые волонтеры или специалисты некоммерческих организаций могут передавать свой опыт в живом взаимодействии с юношами и девушками, что обеспечивает преемственность поколений за пределами семейного воспитания.

Чем занимаются волонтеры

Добровольческая деятельность может быть самой разной: любая работа за пределами собственного дома может считаться волонтерской, если человек не получает за нее материального вознаграждения (а все ее участники в курсе и согласны на это условие).

Существует несколько ключевых направлений волонтерства:

  • спортивное — работа на спортивных мероприятиях, от локальных (вроде районного турнира по волейболу) до международных (Олимпиада). Волонтеры могут настраивать технику, участвовать в массовых постановках, сопровождать иностранных болельщиков и т. д.;
  • социальное — помощь людям в уязвимом положении: детям-сиротам, бездомным, семьям детей с ограниченными возможностями, пожилым людям и т. д. Ее часто организуют благотворительные или некоммерческие организации. Волонтеры могут работать и непосредственно с адресатами помощи (проводить мастер-классы и праздники, сопровождать учеников в качестве тьюторов в учебных учреждениях, обеспечивать горячим питанием), и опосредованно, помогая самой организации: вести страницы в соцсетях, пополнять фото- и видеоархив, искать финансирование, ремонтировать помещение и т. п.;
  • экологическое и зоозащитное волонтерство — сохранение природных ресурсов и помощь диким или бездомным животным. Эко- и зооволонтеры организуют информационные и политические кампании, привлекают внимание к серьезным проблемам (глобальное потепление или загрязнение Мирового океана); добиваются принятия конкретных решений по сохранению природных ресурсов (например, незаконному отлову косаток и белух в Приморье); спасают и лечат бездомных животных, очищают участки природы;
  • градозащитное — это работа по сохранению культурно-исторического и архитектурного наследия. Добровольцы могут заниматься юридическими вопросами (составлять петиции против сноса зданий, требовать, чтобы чиновники проверяли качество реставрации) или непосредственно помогать восстанавливать архитектурные памятники, очищать городские территории и т. д.;
  • событийное — это участие в организации мероприятий: фестивалей, акций, слетов и пр. Как правило, волонтерам поручают задачи, которые не требуют особой квалификации: распространение информации о событии, встреча и регистрация участников, монтаж экспонатов на выставке. Но иногда безвозмездно могут работать и ключевые специалисты: ведущие, экскурсоводы, переводчики и даже сами организаторы;
  • волонтерство в сфере общественной безопасности — помощь обычных граждан службам экстренного реагирования: спасателям, парамедикам, пожарным или полиции. Примеры такой помощи — «народные дружины», патрулирующие улицы, добровольческие отряды МЧС, волонтеры на телефоне доверия и психологической поддержки.

Памятка волонтеру

Если вы организуете волонтерскую деятельность или участвуете в ней, держите чек-лист мер по избежанию типичных проблем:

  • откажитесь от завышенных, нереалистичных ожиданий от волонтерской работы;
  • предупреждайте новичков о возможных трудностях и помогайте их преодолевать;
  • прописывайте права и обязанности волонтеров в специальных договорах, имеющих юридическую силу;
  • внимательно отслеживайте эмоциональное состояние всех участников и при необходимости обеспечьте им психологическую помощь;
  • проводите профилактику эмоционального выгорания — неформальные чаепития, супервизии, мастер-классы и т. д.;
  • обязательно подчеркивайте вклад каждого волонтера в общую работу, отмечайте командные и индивидуальные успехи, фиксируйте достижения с помощью благодарственных писем, записей в личных волонтерских книжках и т. п.

Оцените статью
Подписки Help
Добавить комментарий