Чтобы жизнь мёдом не казалась. Законодательство для товариществ собственников жилья | ТСЖ, ТСН, ЖСК РосКвартал®

Чтобы жизнь мёдом не казалась. Законодательство для товариществ собственников жилья | ТСЖ, ТСН, ЖСК РосКвартал® Подписки

Что будет, если не тсж предоставит документы по запросу

В случае отказа товарищества предоставлять документы, собственник помещения в МКД имеет право обратиться в суд или прокуратуру.

Если прокуратура выявит нарушения, она может возбудить дело об административном правонарушении по ст. 5.39 КоАП РФ за отказ в предоставлении информации. Штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей получит должностное лицо, председатель правления ТСЖ.

Также жители имеют право обращаться в суд сразу, минуя прокуратуру. Суды принимают разные решения в зависимости от материалов дела. Рассмотрим несколько таких дел.

ПП РФ № 331: правила раскрытия информации для ТСЖ, ЖК, ЖСК

Почему собственники имеют право знакомиться с документами тсж

Собственники помещений в МКД и члены товарищества обращаются в ТСЖ с просьбой предоставить информацию о том, какие работы по дому выполнялись, а какие запланированы, как расходуются их средства. Не всегда в ответ на письменные запросы жителей ТСЖ предоставляют нужные документы.

Иногда они мотивируют это тем, что информацию товарищество должно предоставлять только его членам. Это неверная позиция. Право знакомиться с документами есть как у членов ТСЖ, так и остальных собственников помещений в МКД. Перечень таких документов указан в ст. 143.1 ЖК РФ:

  • устав товарищества;
  • свидетельство о государственной регистрации товарищества;
  • реестр членов товарищества;
  • бухгалтерская отчётность товарищества: сметы доходов и расходов, отчёты об их исполнении и аудиторские заключения при их наличии;
  • заключения ревизионной комиссии товарищества;
  • документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;
  • протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правлений и ревизионной комиссии;
  • документы, подтверждающие итоги общего собрания членов товарищества: бюллетени для голосования, доверенности на голосование или их копии;
  • решения собственников помещений в МКД, подтверждающие итоги общих собраний собственников;
  • техническая документация на многоквартирный дом;
  • иные, связанные с управлением МКД документы;
  • предусмотренные ЖК РФ, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы.

Можно ли обязать собственника помещения МКД вступить в ТСЖ

В гис жкх

Пп. «б» п. 32 ПП РФ обязывает ТСЖ, ЖСК и ЖК размещать информацию в ГИС ЖКХ в соответствии с действующим законодательством. Напомним, что раскрывать информацию в системе нужно с 1 июля 2021 года, согласно Федеральному закону от 21.07.2021 № 209-ФЗ.

Перечень сведений, которые ТСЖ, ЖК и ЖСК нужно внести в ГИС ЖКХ, установлен разделом 10 совместного приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2021 № 74/114/пр. Это следующая информация:

  • общие сведения об организации;
  • сведения об уставе;
  • технические характеристики МКД в управлении;
  • данные о подъездах и расположенных в МКД жилых и нежилых помещениях;
  • договоры на предоставление коммунальных услуг;
  • перечни работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества;
  • информация об общедомовых и индивидуальных приборах учёта;
  • сведения о начислениях;
  • данные об общих собраниях собственников и другую информацию.

В феврале состав информации для раскрытия изменил приказ Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 16.10.2021 № 550/1434/пр. Заполнять ГИС ЖКХ по-новому ТСЖ, ЖК, ЖСК начнут с 1 октября 2021 года. Узнать о том, как изменился состав информации для размещения можно в наших статьях.

Товарищество или кооператив не вправе ограничивать доступ к раскрываемой информации собственникам и пользователям помещений в МКД и обязаны обеспечить сохранность раскрываемой информации в местах её размещения.

Ведите и вовремя актуализируйте все необходимые документы

При проверке контролирующий орган обратит внимание на то, направили ли вы уведомление об обработке персональных данных, а также есть ли у вас все необходимые документы по обработке и защите персональных данных:

  • внутренние,
  • регламентирующие вопросы проектирования системы персональных данных,
  • по информационной безопасности,
  • по обработке персональных данных,
  • журналы.

Всего таких документов 52: проведите аудит и анализ вашей документации, удалите лишние и добавьте недостающие документы.

Вправе ли УО передавать РСО персональные данные при прямом договоре

Заявите о себе как об операторе персональных данных

Товарищества собственников жилья и недвижимости как и управляющие и ресурсоснабжающие организации собирают и обрабатывают персональные данные, – являются их операторами.

Информация о жителях многоквартирных домов нужна для начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги, приёма обращений в диспетчерскую службу, передачи показаний счётчиков, заключения договоров.

Перед тем, как начать обрабатывать персональные данные, оператор направляет в Роскомнадзор уведомление (ст. 22 № 152-ФЗ). Девять случаев, когда уведомление отправлять не нужно, перечислены в ч. 2 той же статьи, среди них:

Отправьте уведомление в Роскомнадзор одним из трёх способов, выберите удобный вам:

  1. Заполните форму, распечатайте и направьте в территориальное отделение Роскомнадзора.
  2. Заполните форму, подпишите электронной цифровой подписью и отправьте в электронном виде.
  3. Авторизуйтесь на портале Госуслуг и направьте уведомление в электронном виде.

После рассмотрения уведомления Роскомнадзор включит вашу организацию в реестр операторов. Любой человек, зная ИНН, может проверить, есть ли компания, человек или государственный орган в реестре.

Если вы не направили в Роскомнадзор уведомление, вы не перестаёте быть оператором персональных данных и не освобождаетесь от санкций за неисполнение законодательства.

Организация товарищества собственников жилья/имущества

ТСЖ & ТСН

(нюансы организации)

            В последнее время наблюдается стойкая тенденция строительства коттеджных посёлков, которые по сути являются некой заменой Садовых и огородных товариществ или же их разновидностью. В законе нет определения понятия Коттеджный посёлок и этот вызывает массу вопросов, не точностей и применений аналогии права взамен прмых норм. Так же многие собственники в многоквартирных домах уже не оставляют на откуп муниципальным службам и управляющим компаниям вопросы управления недвижимостью, создания новых объектов общего пользования и капитальный ремонт имеющихся.

Сейчас многие дома и коттеджные посёлки переходят на систему самоуправления. Организуются товарищества собственников жилья, товарищества собственников недвижимости, инициативные группы среди жильцов. В действительности это один из наиболее эффективных и рациональных способов управления недвижимостью и общим имуществом. Согласитесь, что наиболее заинтересованы в заботе об общем имуществе, его сохранности и улучшении его собственники. При принятии решения о самостоятельном управлении имуществом возникают вопросы: как зарегистрировать? Как провести общее собрание? Как оформить протокол общего собрания? И первый, на мой взгляд, один из самых важных вопросов: насколько возможно реализовать задуманное? Соответствует ли желание возможностям?

            Если мы говорим о ТСЖ, то ответы на большинство вопросов уже содержатся в Жилищном кодексе, судебной практике и разъяснений судов по этому вопросу тоже достаточно. А если это новая или не часто используемая форма? Например, объединение нескольких домов в одно ТСЖ или ТСН в коттеджном посёлке? Процедуры вроде бы те же. Но есть и большие различия, которые кроются в мелочах.

Другие подписки:  Zoom начал отказывать в использовании сервиса россиянам-физлицам / Хабр

            Если мы говорим об объединении нескольких жилых домов в одно ТСЖ, то нужно учесть несколько нюансов:

Управление общим имуществом. Это основной момент, который должен быть учтён. А как понять есть ли общее имущество у двух стоящих отдельно друг от друга домов? На первый взгляд ответ очевиден: конечно же нет. Но если присмотреться и внимательно проанализировать ситуацию, вполне возможно, что ответ изменится на да.

            Итак, что может и должно объединять два многоквартирных дома:

·       Наличие общей границы земельных участков, по данным ЕГРН;

·       Совместное использование общего имущества допускается проектной документацией этих домов;

·       Обеспечение работоспособности общего имущества одного дома зависит и или достигается путем технологического подключения к общему имуществу в другом доме;

·       Наличие элементов инфраструктуры, которые предназначены для использования собственниками помещений обоих домов;

Но и после проверки всех сведений и принятия решения об объединении двух многоквартирных домов в одно ТСЖ необходимо оформить протокол общего собрания собственников о создании такого ТСЖ. Решения о создании такого объединённого ТСЖ принимаются собственниками обоих домов на общих собраниях собственников в каждом многоквартирном. Решение будет считаться принятым если «за» проголосует большинство (не менее 2/3) собственников помещений каждого из домов.

Так же при оформлении протокола общего собрания собственников необходимо учитывать какие особенности принятия и оформления указанных решений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.

После оформления протокола и разработки необходимых внутренних документов (устав ТСЖ, решение о создании ТСЖ) необходимо собрать пакет документов для регистрации ТСЖ в налоговой инспекции, в настоящее время непосредственно ехать в налоговую инспекцию нет необходимости все необходимые действия можно совершить нотариально, фактически нотариус сам за вас подаст документы в налоговую инспекцию и выдаст документы о регистрации ТСЖ.

Однако и после регистрации ТСЖ с участием двух домов, можно столкнуться с недопониманием со стороны жильцов. В судебной практике имеются случаи, когда люди доходят и до Конституционного суда РФ в попытке доказать невозможность создания одного ТСЖ на два дома. Судебная практика, как правило складывается в пользу ТСЖ. Взять, к примеру определение Конституционного суда № 708-О от 27.03.2021г. В описательной части Суд чётко даёт понять, что если дома связаны, например единым фундаментом, то создание одного ТСЖ является законным и не противоречит законодательству РФ.

Так же необходимо отметить, что в соответствии с письмом Минстроя России от 01.08.2021 N 24192-ОД/04 такое ТСЖ может быть создано собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать. Однако действие пункта 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 04.06.2021) не распространяется на ТСЖ, созданные до 18.06.2021 года.

Как видно из практики применения и разъяснений государственных органов, в каждом конкретном случае нужно детально разбираться, так как каждый случай уникален и применить право по аналогии не всегда представляется возможным.

      С товариществом собственников недвижимости дело обстоит немного сложнее, так как отдельно этот вид управления недвижимостью в ЖК РФ не расписан, большинство норм применяется по аналогии, да и есть свои нюансы в организации управления и управлении загородной недвижимостью. 

            Создание товарищества собственников недвижимости, как правило применяется для организации управления загородной недвижимостью (далее – ТСН). 

            Термин Товарищество собственников недвижимости никак не определяется ЖК РФ, но ст. 135 ЖК РФ указывает, что Товарищество собственников жилья это вид товарищества собственников недвижимости. Таким образом можно сделать вывод, что Товарищество собственников недвижимости это более глобальный термин и применений норм закона регулирующих деятельность ТСЖ так же можно отнести и к деятельности ТСН.

Для создания ТСН необходимо, чтобы имущество находилось в непосредственной близости друг от друга. Законодательно не определено какое количество недвижимости (домов, участков) может быть объединено в ТСЖ. Но критерий объединения остается неизменным:

·       Наличие общих границ или расположение имущества в непосредственной близости друг от друга;

·       Наличие общей инфраструктуры (газ, свет, вода, канализация, дороги)

·       Зависимость обеспечения необходимыми ресурсами между домами (одна канализация, общая дорога, общий водопровод)

Цели создания ТСН ни чем не отличаются от целей создания ТСЖ: управление общим имуществом, создание общего имущества и улучшение общего имущества собственников.

      Для правильного формирования границ ТСН важно чётко понимать что понимается под термином «Общие границы» ответ на этот вопрос даёт письмо Минстроя России от 01.08.2021 N 24192-ОД/04: под общей границей земельных участков в части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации понимается граница прилегающих земельных участков, что должно подтверждаться информацией, содержащейся в государственном кадастре недвижимости.

      Для регистрации ТСН требуется пакет документов аналогичный созданию ТСЖ, общее собрание проводится для всех собственников желающих объединиться (при условии, что их недвижимость входит в границы создаваемого ТСН), составляется устав и иные необходимые для регистрации документы. Документы должны быть поданы в налоговую инспекцию для регистрации ТСН.

      Но если в жилом доме чётко и понятно какие имущество является общим, то для загородной недвижимости это может являться вопросом. Так как при строительстве коттеджных поселков или создании садовых товариществ дороги и коммуникации, как правило оформлены на застройщика или же переданы на баланс муниципалитета района где расположено имущество. 

      В контексте обозначенных вопросов следует учитывать, что отсутствие в законодательстве чёткого регулирования вопросов общего имущества в загородной недвижимости обуславливается следующими моментами: застройка загородной недвижимости изначально не предполагала наличия общего имущества у владельцев загородной недвижимости. Как правило всё что было необходимо находилось или на земельном участке (например септик, об общей канализации долгое время речи не шло), газ и электричество как правило подаются индивидуально в каждый дом и эти сети никогда не находятся в частной собственности, а принадлежат соответствующим государственным органам. Что остаётся? Вода. В большинстве случаев вопрос решался наличием колодца или скважины на участке. И лишь сравнительно недавно стали появляться коттеджные посёлки, в которых предполагается наличие всех этих сетей. Таким образом получается, что приобретение недвижимости в коттеджном посёлке не влечёт за собой автоматического возникновения доли в праве на объекты инфраструктуры (водопровод, канализация, дороги) в этом посёлке. Доля в праве на указанные объекты возникает в соответствии с Гражданским кодексом РФ, земельным кодексом РФ и иными нормативными актами. В большинстве случаев собственник приобретающий недвижимость в посёлке начинает платить взносы за содержание общего имущества и таким образом у него возникает право на долю в этом имуществе в силу закона.

Другие подписки:  Zoom тарифы и стоимость платформы. Стоимость на тарифные планы

            В заключении хочу сказать, что 27.07.2021 был принят Федеральный закон О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 217-ФЗ. В котором определяется принадлежность имущества общего пользования в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков. В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 27.07.2021 № 217-ФЗ указанное имущество принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков. Для целей применения аналогии права это намного облегчает понимание правового режима общего имущества в коттеджном посёлке. Но это по прежнему остаётся аналогией права для коттеджных посёлков.

Как же получить это имущество на баланс ТСН? Ведь никто из собственников не хочет улучшать чужое имущество или создавать объекты общего пользования на чужой земле (что и вовсе может быть признано не законным). Ответ на этот вопрос, к сожалению не содержится в ЖК РФ, но существуют обычаи делового оборота и судебная практика. Исходя из обычаев делового оборота необходимо обратиться в муниципалитет района, сообщить им о создании ТСН и попросить передать интересующие объекты на баланс ТСН. После прохождения определенной процедуры скорее всего имущество будет передано на баланс ТСН. Судебная практика так же исходит из логики, что общее имущество собственников должно находиться в долевой собственности всех собственников и быть на балансе ТСН. 

Отрицательная для тсж судебная практика

Собственник одного из жилых помещений обратился в ТСЖ с письменным заявлением, в котором просил разъяснить причины образовавшейся задолженности по оплате коммунальных услуг и неудовлетворительного оказания жилищно-коммунальных услуг. ТСЖ собственнику не ответило.

Собственник помещения обратился в прокуратуру, которая возбудила дело об административном правонарушении по ст. 5.39 КоАП РФ и передала дело в суд. Суд согласился с позицией прокурора и в своём решении указал, что председатель ТСЖ нарушил:

Суд привлёк должностное лицо товарищества к административной ответственности за неправомерный отказ в предоставлении информации.

Положительная для тсж судебная практика

Белгородский областной суд рассматривал иск собственника в ТСЖ, в котором житель ссылался на отсутствие информации на официальном сайте товарищества. Ранее прокуратура отказала собственнику в удовлетворении его требований и привлечении председателя ТСЖ к административной ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ.

Суд пришел к выводу, что отсутствие информации на сайте нарушает законодательство о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность по управлению МКД. Признаков неправомерного отказа в предоставлении информации допущено не было. Поэтому суд решил не привлекать председателя ТСЖ к ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ.

Также, суд объяснил, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, собственнику могут отказать в рассмотрении дела, если он не предоставит достаточных доказательств его обращения в ТСЖ с просьбой ознакомиться с документами.

За что председателя ТСЖ привлекут к субсидиарной ответственности

Помните об административной и уголовной ответственности

Ответственность за нарушение законодательства в области персональных данных прописана в ст. 13.11 КоАП РФ. В ней указано девять составов правонарушения, в рамках одной проверки Роскомнадзор может выявить несколько нарушений:

Также есть две статьи в Уголовном кодексе РФ, по которым могут привлечь к ответственности за нарушение Закона о персональных данных:

Изучите сложившуюся судебную практику по вопросу. Узнайте, когда действия УО считаются нарушением закона о персональных данных. А также прочитайте о том, какие ещё ошибки могут допустить операторы и как их избежать.

Какие личные данные вправе указывать УО и ТСЖ в списках должников

Права председателя тсж

Проект Федерального закона, предложенный Законодательной Думой Хабаровского края, предполагает внесение изменений в КоАП РФ и ЖК РФ.

Так, предлагается расширить примечание к ст. 2.4 КоАП РФ об административной ответственности должностных лиц, отметив, что совершившие административные правонарушения по ст. 7.22, 7.23, чч. 4 и 5 ст. 9.16, чч. 1, 2, 4 ст. 13.19.1, ст. 13.19.2, ч. 1 ст. 19.5, чч. 1 – 6.1 и 8 ст. 20.

Если говорить без цифр, то административными правонарушениями, за совершение которых члены правления и председатели ТСЖ и ЖК будут нести административную ответственность, являются:

  • нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений;
  • нарушение нормативов обеспечения населения КУ;
  • несоблюдение требований энергетической эффективности МКД, оснащённости ПУ и проведения мероприятий по энергосбережению;
  • недоведение до собственников предложений о мероприятиях по энергосбережению;
  • нарушение порядка размещения данных в ГИС ЖКХ;
  • невыполнение в установленный срок предписания органа ГЖН;
  • нарушение требований пожарной безопасности.

В ст. 118 ЖК РФ Законодательная Дума Хабаровского края предлагает добавить пункт 5, который присвоит членам правления ЖК статус должностных лиц ЖК. Аналогичные изменения могут коснуться ст. 147 ЖК РФ и статус должностных лиц ТСЖ появится у членов правления ТСЖ.

П. 2 ст. 149 ЖК РФ, в котором установлены права председателя правления ТСЖ, планируется изложить по-новому, добавив председателю правления ТСЖ право давать обязательные для исполнения указания и распоряжения всем работникам, ответственным за содержание и ремонт ОИ в МКД.

Узнайте, в каких случаях ТСЖ необходимо реорганизовать

Проконсультируйтесь у юристов

У управляющих организаций есть в штате юрист, который изучит тему, составит все документы и подготовит компанию к проверке. У ТСЖ и ТСН нет возможности нанять такого специалиста. Цена ошибки высока, поэтому рассмотрите вариант обратиться за помощью к сторонней компании.

Так сделало ТСЖ «Просвещения-22-2» из Санкт-Петербурга. Ему нужно было разработать комплект документов по защите персональных данных и включиться в реестр операторов. Самостоятельно это сделать не получалось, а услуги петербургских компаний стоили дорого.

Товарищество обратилось к МКДЭКСПЕРТ: компания за две недели подготовила 52 обязательных организационно-распорядительных и эксплуатационных документов по защите персональных данных и включила товарищество в реестр операторов. Теперь ТСЖ готово к любым проверкам.

Если и вы захотите доверить составление документации по обработке персональных данных сторонней компании, уточните, что она:

  • изучает текущее положение дел и составляет комплект документов индивидуально для вас;
  • работает в том числе дистанционно и всегда на связи, чтобы вы могли с ней созвониться и уточнить вопросы;
  • может самостоятельно направить в Роскомнадзор документы на регистрацию в качестве оператора персональных данных;
  • предлагает цены не выше рыночных – для этого сравните цены на подобные услуги в интернете;
  • может подтвердить свою компетентность – запросите отзывы;
  • проконсультирует вас по вопросам, как получить от жителей согласие на обработку персональных данных и как правильно его оформить, как составить списки должников и уничтожить персональные данные, как разместить такую информацию в ГИС ЖКХ. Ответы на эти вопросы покажут осведомлённость компании в действующем законодательстве и её профессионализм.
Другие подписки:  Семейная подписка Premium – пользоваться привилегиями вместе стало еще выгоднее! | МТС - Самарская область

Все эти условия выполняет МКДЭКСПЕРТ. Если вам нужна помощь в подготовке документации об обращении с персональными данными, консультация или анализ имеющихся у вас документов на соответствие требованиям законодательства, оставьте заявку.

Соблюдайте требования № 152-фз

Деятельность по управлению МКД связана с обработкой персональных данных. Управляющие организации, ТСЖ, РСО собирают и обрабатывают персональные данные: систематизируют, хранят, извлекают, используют, блокируют, удаляют, записывают, накапливают, уточняют, уничтожают, обезличивают, распространяют, предоставляют и раздают доступ к ним.

Персональные данные – это любая информация, которая прямо или косвенно относится к определённому или определяемому физическому лицу (ч. 1 ст. 3 № 152-ФЗ):

  • фамилия, имя и отчество,
  • дата и, или место рождения,
  • адрес прописки или проживания,
  • данные документа, удостоверяющего личность,
  • номер лицевого счёта в связке с другими ПДн.

Персональные данные – это не просто ФИО или номер телефона отдельно, это информация, по которой вы точно определяете человека. Если без получения дополнительной информации конкретного человека идентифицировать нельзя, то такие данные персональными не будут.

На что обратить внимание при работе с персональными данными, читайте в интервью с Дмитрием Артюхиным, бывшим руководителем Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия.

Соблюдение лицензионных требований

Законодательное Собрание Кировской области предлагает внести изменения в п. 2 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, а именно уточнить, что понимается под понятиями «должностное лицо лицензиата» и «должностное лицо соискателя лицензии».

Согласно законопроекту, должностными можно считать лица:

  • выполняющие функции исполнительного органа лицензиата или соискателя лицензии;
  • на которых уставом или другим документом возложена ответственность за обеспечение должного содержания общего имущества в МКД.

Таким образом, с принятием проекта Федерального закона получение квалификационного аттестата для членов ТСЖ станет обязательным.

Узнайте, как выстроить взаимодействие УО и ТСЖ

Создание и деятельность тсж

Знакомые уже нам по законопроекту о дополнительных расходах по содержанию ОИ в МКД депутаты Государственной думы РФ Сергей Миронов и Галина Хованская внесли на рассмотрение ведомства новый законопроект. Он касается уточнения правил создания и организации деятельности ТСЖ.

Предлагается в ч. 1 ст. 135 ЖК РФ дать обновлённое определение ТСЖ как вида организационно-правовой формы товариществ собственников недвижимости. Изменения должны коснуться и положения об уставе ТСЖ.

Сейчас в ч. 2.1 ст. 135 ЖК РФ говорится, что устав ТСЖ может предусматривать использование информационной системы (не обязательно ГИС ЖКХ) при решении вопросов, связанных с управлением.

Депутаты хотят уточнить, какие сведения должен включать в себя устав:

  • наименование – обязательно со словами «товарищество собственников жилья»,
  • место нахождения,
  • предмете и цели деятельности ТСЖ,
  • состав и компетенция органов ТСЖ, порядок принятия решений.

Изменения могут быть внесены и в Гражданский кодекс РФ. Ст. 123.12 предлагается дополнить частью 5, которая расшифрует, что наименование ТСЖ должно содержать:

  • вид недвижимого имущества,
  • слова «товарищество собственников».

По-новому будут изложены пп. 1 и 2 ст. 291. В новой редакции эта статья уточнит, что ТСЖ может создаваться для совместного управления, содержания и ремонта ОИ в МКД.

Авторы законопроекта в пояснительной записке замечают, что предложенные изменения позволят жилищному законодательству РФ более тщательно регулировать вопросы создания и организации деятельности ТСЖ.

Дело в том, что Гражданский кодекс РФ и Жилищный кодекс РФ противоречат друг другу как раз в части указанных вопросов.

По статистике авторов законопроекта, в России действует около 65 000 ТСЖ. Согласно ст. 20 ЖК РФ, органы ГЖН проверяют устав ТСЖ на соответствие требованиям жилищного законодательства. В случае обнаружения несоответствий выносится предписание устранить нарушения.

При выполнении такого предписания ТСЖ в соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 5.05.2021 N 99-ФЗ должно изменить наименование организационно-правовой формы. То есть, согласно п. 2 ст. 123.12 ГК РФ, ТСЖ изменится на ТСН. Но такое объединение собственников не может управлять МКД, так как такого способа управления МКД в ЖК РФ нет.

К ТСН не может применяться и ряд нормативных правовых актов (постановление Правительства от 13.08.2006 N 491, постановление Правительства РФ от 23.09.2021 N 731, постановление Правительства от 06.05.2021 N 354 и др.), потому что в них указано не ТСН, а ТСЖ.

Сергей Миронов и Галина Хованская считают, что принятие законопроекта поможет устранить имеющиеся противоречия.

А нужна ли реорганизация ЖСК в ТСЖ, если дом построен? Читайте здесь

Споры за право снимать копии с документов

В Краснодарском крае собственница помещения в МКД обратилась в суд с иском к ТСЖ. Она узнала, о проведении заочного собрания членов ТСЖ, на котором были переизбраны члены правления товарищества. Собственнице не понравилось принятое решение, и она обратилась с письменным запросом к председателю товарищества для ознакомления с результатами собрания и снятия копий с таких материалов, но в ТСЖ ей отказали.

Суд решил, что председатель обязан предоставить собственникам помещений в МКД документы для ознакомления в течение не менее трёх часов подряд в течение рабочего дня без присутствия других граждан. При этом выписки с документов делать разрешено, а снимать фотокопии – нет.

Председатель правления ТСЖ был не согласен с решением суда, просил, чтобы ознакомление собственника с документами проводилось в присутствии председателя и членов правления товарищества. Собственница помещения также осталась недовольна результатом процесса и просила разрешить ей снять копии и отменить ограничение на время ознакомления.

Краевой суд оставил прежнее решение в силе, отметив, что право на снятие копий с документами не предусмотрено нормами жилищного законодательства РФ. Также ст. 143.1 ЖК РФ не содержит требований о присутствии председателя ТСЖ при ознакомлении с документами.

Противоположное мнение можно найти в решении Люберецкого городского суда № 2-6305/2021. Собственник помещения в МКД обратился в суд с просьбой дать возможность ознакомиться с документами и снять копии с них.

Суд указал, что за ТСЖ не закреплена обязанность предоставлять собственникам копии документов, но ознакомиться с документами собственник вправе и ТСЖ не может чинить препятствий в копировании документов.

ТСЖ указал на то, что запрашиваемая собственником информация размещена на сайте. Но суд отметил, что на сайте имеются сканированные копии документов, а собственник имеет право ознакомиться с оригиналами документов согласно п. 3 ст. 143.1 ЖК РФ.

Как оформить выход члена ТСЖ из товарищества

Выводы

  1. Ознакомиться с документами могут как члены ТСЖ, так и собственники помещений в МКД, не являющиеся членами товарищества.
  2. ТСЖ обязано предоставить по запросу документы, перечисленные в ст. 143.1 ЖК РФ.
  3. За отказ в предоставлении информации предусмотрена ответственность по ст. 5.39 КоАП РФ.
  4. Советуем ознакомиться со сложившейся судебной практикой, особенно по предоставлению копий запрашиваемых документов. Порой суды выносят противоречивые решения.
Оцените статью
Подписки Help
Добавить комментарий